Это была ФАНТАСТИКА! По следам театрального фестиваля-лаборатории «Берлин 23/1»
Театральный фестиваль-лаборатория состоялся в Шарыпово в этом году под названием «Берлин 23/1». Привычное слово «Камерата» из наименования исчезло. Связано это с тем, что фестиваль под таким названием уже есть в Челябинске и существует давно, – объяснила главный режиссёр Шарыповского театра Снежанна Лобастова. – Кроме того, адрес нашего театра такой звучный, что грех было этим не воспользоваться.
Мероприятие традиционно прошло при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации.
О чём мечтал Павел Руднев
Тема фестиваля – «Фантастика. Человек» – стала очередным вызовом и настоящим экспериментом, который приняло театральное сообщество Лаборатории.
– Ну вот сбываются мечты – поделился в интернет-пространстве неизменный куратор мероприятия Павел Руднев. – Много лет подряд я пытался обустроить лабораторию по фантастике, как-то раскрыть театральный потенциал фэнтэзи, научпопа. Наталкивался на целый ряд стереотипов: дорого, нетеатрально, бессмысленно соревноваться с кино и т.д. И вот в легендарном Шарыпово со второго захода (первый съела пандемия) вроде получается. Мне кажется несправедливым, что эта литература так мало ставится. Недавно в лаборатории в Челябинском Молодежном видел эскиз по повести Стругацких «Далёкая радуга» у Дмитрия Писарева. Это было очень интересно и перспективно.
Поддержать фантастические устремления Павла Руднева в Шарыпово прибыли три режиссёра: Александр Баркар и Никита Кобелев из Москвы и Людмила Исмайлова – из Санкт-Петербурга.
Никита Кобелев поставил эскиз «Спящие» по пьесе Марюса Ивашкявичуса. Работал режиссёр с труппой Шарыповского театра. В итоге родилась почти полуторачасовая постановка.
– Эта пьеса нигде не ставилась, кроме Литвы, и мне было интересно с ней поработать – рассказал режиссёр. – Мне кажется, что хотя это фантастика и действия происходят в 22-м веке, она очень хорошо отражает болевые точки нашего времени, нашей жизни. Пьеса очень глобальная, мощная. Я думаю, что театры еще откроют её для себя, в большом смысле. Фантастика пока – не частый гость на театральных подмостках. Конечно, её сложнее воплощать, нет спецэффектов, и от театра, скорее, чего-то другого ждут. Но мне нравится раздвигать границы театра, нравится экспериментировать. И в Шарыпово это удаётся! Я прихожу на репетиции и не чувствую географии, не чувствую, что работаю в провинциальном городе, мы общаемся на одном языке с артистами. Я не видел до этого шарыповских спектаклей. Но безусловно слышал об этом театре.
– Больше нет необходимости приписывать «Красноярский край», когда я где-то в сетях говорю про Шарыпово – отметил на лаборатории Павел Руднев. – Потому что все теперь, итак, знают, где он находится.
По словам критика, показ спектакля «Я нанял убийцу» на «Золотой маске» стал без преувеличения событием. А ведь его режиссёр Галина Зальцман именно через Лабораторию когда-то познакомилась с Шарыповским театром. Первой совместной работой тогда был спектакль «Банда аутсайдеров». И если бы не такие фестивали, кто знает, случилось бы это сотрудничество и встречала ли гостей сегодняшней Лаборатории вторая Золотая маска в холле Шарыповского театра…
О том, как тяжело придётся роботам и учителям
Режиссёр Людмила Исмайлова вместе с лесосибирским театром представила зрителям Лаборатории эскиз «Какая прелестная школа» по рассказу Ллойда Биггла-младшего о школе будущего, где педагоги вынуждены вести уроки виртуально и удерживать аудиторию у экранов, потому что в любой момент ученик может переключиться.
Рассказ был написан в 1966 году и именно так его автор представлял наше время. И можно сказать… он почти угадал – уверенна режиссёр, потому что параллель с дистанционным обучением во время пандемии не могла не прийти в голову любого посмотревшего эскиз.
– Конечно, интересно было взять ретро-фантастику и посмотреть, как представляли себе нашу реальность фантасты прошлого века. Когда человек полетел в космос, наверное, у каждого были большие надежды на технический прогресс. И, наверное, никто не ожидал того, что в век, когда доступна любая информация, мы будем сидеть в лентах и «листать котиков». Или что мы вот так обойдемся с такой сферой, как образование. Будем надеяться, конечно, что всё не уйдет в такие крайности.
Режиссёр Александр Баркар взял для постановки рассказ «Гамлет на дне». – Роскошный ироничный материал о будущем робототехники у Леонида Каганова, выбор Александра Баркара меня поразил. Очень театральная штука, – прокомментировал Павел Руднев. Работал режиссёр с театром Мотыгино. За несколько дней до спектакля выяснилось, что помещение, где репетировали эскиз, оказалось недоступным на период показа. Пришлось переносить постановку на улицу и быстро адаптировать к новой площадке. В итоге зрителям представили историю о трудностях жизни роботов – мир, уже не такой фаталистичный, как грезился в эскизах коллег.
На фантастику в театре у Александра Баркара свой взгляд: – Весь мой творческий опыт говорит о том, что это не сложный жанр, что реализовывать фантастику в театре не просто легко, это большое удовольствие. Потому что фантастика говорит о сути отношений между людьми. Именно потому, что присутствуют фантастические декорации, мы не можем привязаться к какой-то истории и сказать: «ой, а с моими другом/подругой такое было». И ты видишь уже суть отношений, суть того, что переживают герои, суть чувств.
В рамках Лаборатории Александр Баркар прочёл лекцию о фантастической литературе. Кроме того, зрителям представили два документальных фильма школы Марины Разбежкиной «Признаки жизни» Натальи Касьяновой и «Секретарь по идеологии» Юрия Пивоварова.
Фантастика – безусловно особый жанр для театра, но несомненная его особенность, что аудитория поклонников фантастики довольна широкая, а это значит, что если театр подружится с фантастикой, то и ряды театральных зрителей могут существенно пополниться.