ФЕСТИВАЛЬ-ЛАБОРАТОРИЯ 2024

О ФЕСТИВАЛЕ-ЛАБОРАТОРИИ

Фестиваль-лаборатория «Берлин, 23» – продолжение проекта «Камерата Плюс», задуманного в 2012 году главным режиссёром Шарыповского драматического театра Снежанной Лобастовой и директором (до 2022 года) Валентиной Еськовой.

Первая «Камерата Плюс» объединила три театра Красноярского края (из Лесосибирска, Мотыгино и Шарыпово) и стала единственным на тот момент российским фестивалем-лабораторией муниципальных театров. Лаборатория «Новые смыслы – 2012» была посвящена современной драматургии, а над выпуском эскизов спектаклей трудились молодые режиссёры – Герман Греков, Дмитрий Егоров, Георг Жено и Борис Павлович.

С 2012 по 2023 год реализовано 9 лабораторий, выпущено 35 эскизов, 34 режиссёра побывали в Шарыпове (Радион Букаев приезжал дважды – в 2015 и 2018 годах). Лабораторией бессменно руководит Павел Руднев, российский театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения.

Темы лабораторий: «Реабилитация советской пьесы» (2013), «Баллада о маленьком человеке» (2015), «Кинотеатр» (2016), «Экотеатр» (2017), «1001 ночь: лаборатория по сказкам Шахерезады» (2018), «Советская литература 1920-1930 годов» (2019), «Фантастика. Человек» (2021).

В 2023 году темой исследования стала классическая литература: режиссёр Мария Романова сделала эскиз с Театром Мотыгино по «Медному всаднику» А. Пушкина, Бари Салимов и команда лесосибирского театра «Поиск» работали с автобиографической повестью М. Булгакова «Записки на манжетах», Ксения Самодурова и артисты Ачинского драматического театра смело освоили «Мистерию-буфф» В. Маяковского. А Арсений Мещеряков создал эскиз «Пучина» по пьесе А. Островского вместе с шарыповской труппой, и осенью 2024 года горожан ждёт премьера.

Благодаря сотрудничеству режиссёров с театрами по завершению фестиваля-лаборатории создана 31 постановка, из них 10 – спектакли, выросшие из эскизов и вошедшие в репертуар, а 21 – по новым материалам.

Театры-участники 2012-2023: Ачинский драматический театр, Театр «Поиск» г. ЛесосибирскаМирнинский драматический театрТеатр Мотыгино, Городской ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР г. ШАРЫПОВОХакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова.

Благодаря фестивалю-лаборатории драматические театры Красноярского края заявили о себе: спектакли приглашают на престижные российские театральные фестивали, отмечают масками и дипломами лауреатов.

 Тема юбилейной, 10 лаборатории – «Тексты Лермонтова».

 Три режиссёра и три театра будут исследовать произведения Михаила Юрьевича и создавать на их основе эскизы спектаклей за сжатые сроки. 19-23 августа – время репетиций, а 24 и 25 августа – даты итоговых показов и обсуждение эскизов со зрителями.

–– В поиске новой темы для лаборатории в Шарыпово мы захотели заняться русским романтизмом – можно сказать, что театр отечественный ещё не слишком выработал канон работы с этой интереснейшей эстетикой.

Так вышло, что все трое режиссёров выбрали известные и неизвестные тексты Михаила Лермонтова, ярчайшую звезду романтизма. Философ Василий Розанов писал, что дуэльная пуля прервала путь поэта невероятной силы. Если судить по его последнему стихотворению «Выхожу один я на дорогу», Лермонтов развился бы в мощнейшего религиозного философа, алчущего иных миров, скрещивающего человека, природу и космос.

Анна Морозова

 попытается представить версию канонического «Маскарада» – самой известной пьесы Лермонтова, имевшей неисчислимые театральные интерпретации. Романтики задумывались об опасности игры – и той, что лежит в основе художественного творчества, и той, что вызывает сокрушительное чувство азарта.

Антон Безъязыков

готов справиться с пьесой «Два брата». Она была впервые не слишком успешно поставлена до революции в Александринском театре Всеволодом Мейерхольдом, который вообще видел в Лермонтове несправедливо оборвавшуюся ветвь российской словесности – ту, которую нужно поднять и развить.

Лермонтов пишет текст уже после «Маскарада», отчаявшись увидеть свой шедевр на сцене из-за бесконечных препятствий цензуры. «Два брата» – это романтическая драма, полная страстей, клятв и проклятий, где два кровных родственника делят чужую жену, неспособные остановиться в своих преступных желаниях, поставить предел своим посягательствам.

Анна Лифиренко

 будет работать с «Песней о купце Калашникове» – поэме Михаила Юрьевича, в которой поэт пытается работать с фольклорным началом, с былинным стилем, с русской древностью. Скомороший, ярмарочный стиль поэмы скрывает сюжет о власти и милосердии, о любви и защите чести.

Павел Руднев

 / Театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора по специальным проектам Школы-студии МХАТ.