Межрегиональный фестиваль-лаборатория драматических театров «Сибирская Камерата Плюс — 2019» объединил в этот раз три театра. Участники фестиваля 2019 года — театры из Ачинска, Лесосибирска, Шарыпово.
Авторы проекта «Камерата Плюс» (2012-2019) — театральный критик Павел Руднев (Москва), директор шарыповского театра Валентина Еськова и главный режиссёр Снежанна Лобастова.
26 августа запущен творческий процесс лаборатории «Россия. 1920-1930-е»: режиссёры встретились с коллективами, приступили к работе над эскизами! Режиссёры-участники: Мария Булатова из Красноярска, Дмитрий Волкострелов и Антон Маликов из Москвы, Иван Миневцев из Челябинска.
Павел Руднев о задачах лаборатории «Россия. 1920-1930-е»: «Для российского театра 2017 год был важной вехой, когда театры стали переосмыслять события столетней давности, ставили спектакли об Октябрьской революции (или кому так ближе: об Октябрьском перевороте). По сути все они, поставленные по советским пьесам либо по литературе, критически осмысляющей этот исторический опыт, крутились вокруг темы насилия, пережитого Россией века насилия. В лаборатории для драматических театров Красноярского края этот разговор продолжается: мы решили бросить взгляд на 1920-1930е годы, литературу того времени, хотим повести разговор дальше — о том, что бывает после революции, как она разменивается на надежды и иллюзии, чаяния и разочарования.
Режиссёр Антон Маликов будет работать с забытой и некогда запрещённой пьесой «Ложь» Александра Афиногенова — драматурга, пытавшегося как вписываться в официальную историю советского искусства, так и идти вразрез с ней.
– Это пьеса, написанная в 1933 году, отправленная Сталину, Сталиным непринятая. Пьеса исследует существование людей внутри ложной системы – то, как она их деформирует. Мы не делаем большой акцент на самой системе, каких-то политических аллюзиях, интереснее заглянуть именно вглубь человека, который в этом живёт. Посмеётся зритель или всплакнет? Не знаю… Но мы очень много смеёмся на репетициях, — поделился Антон Маликов.
Режиссёр Дмитрий Волкострелов, известный своими непредсказуемыми театральными решениями, решился реализовать на сцене рассказы Сигизмунда Кржижановского — писателя мистической фантасмагорической темы, жившего словно бы параллельно течению времени. Эта лаборатория должна стать инструментом проверки текстов, не часто присутствующих в репертуаре российских театров сегодня.
– Сигизмунд Кржижановский – это автор, вернувшийся к нам в 90-е после большого цензурного провала. Когда такой огромный поток текстов возвращался в русскую литературу, как часто это бывает, в большом потоке какие-то интересные вещи вымываются, упускаются, не успеваешь всё это осмыслить. И, к сожалению, на мой взгляд, многие тексты и авторы до сих пор русским театром и русской литературой остаются не осмысленными, не включенными в постоянную работу, — делится Дмитрий Волкострелов.
Иван Миневцев взял горьковскую «Голубую жизнь» — из цикла рассказов 1920-х, последнего прощального виража горьковской, пока ещё свободной мысли.
– Текст про нелюбовь к месту, где ты живёшь, – говорит Иван Миневцев. – Очень странный рассказ. Потому и интересно с этим поработать. Что из этого получится, не знаю. Но в этом и суть лаборатории: здесь результат всегда непредсказуем. У тебя есть всего четыре–пять дней для погружения в материал, и нет времени на то, чтобы раздумывать. Ты просто делаешь. В этот раз мне придётся потягаться с Волкостреловым – а это ещё интереснее задача.
Тему Александра Афиногенова — одного из самых любопытных персонажей словесности 1930-х, к которому приковано сейчас пристальное внимание со стороны филологов, — продолжит Мария Булатова. Она поставит Дневник писателя за 1937 год. Быть может, что-то может зазвучать актуально и художественно в наше время, такое далекое от того, о котором речь шла выше».
Открытие лаборатории «Россия. 1920-1930-е» 30 августа в 16.00 часов!
После пресс-конференции показ результатов лаборатории. Вход на эскизы спектаклей по 50 рублей. Касса театра: +7 (39153) 28-274. Поделитесь афишей с близкими! Ждём встречи с вами!
Фотографии и текст: Ярослава Перевозкина, Ксения Пермякова.