Главная / Новости / Критики «Театральной весны-2020» завершают пребывание в Шарыпово

Критики «Театральной весны-2020» завершают пребывание в Шарыпово

Сегодня театральные критики завершают свою работу с Шарыповским театром. На протяжении трех дней члены экспертной комиссии фестиваля «Театральная весна-2020» смотрели предложенные спектакли, в их числе: «Я нанял убийцу», «Я не растение» и «Я буду ждать тебя здесь». В целом же в рамках конкурсного отбора команда критиков, куда в этом году вошли Глеб Ситковский, Владимир Спешков и Оксана Кушляева, отсмотрит более 40 спектаклей девяти театров Красноярского края. О первых впечатлениях и не только мы поговорили с гостями:

– Скажите, сколько территорий уже довелось посетить, сколько спектаклей уже за плечами? И на каком счету сегодня находятся театры малых городов Красноярского края?

– Мы практически «достигли экватора» и отсмотрели примерно половину спектаклей – рассказывает Владимир Спешков, – побывали в Минусинске, Ачинске, Железногорске, Канске, Красноярске.

В Шарыпово мы все не в первый раз – и в рамках отборочных мероприятий фестиваля «Театральная весна», и как эксперты национального фестиваля «Золотая Маска». Глеб Ситковский в этом сезоне – председатель Экспертного совета «Золотой Маски» по театрам кукол и драматическим театрам. Я состою в жюри фестиваля. Оксана Кушляева не раз выступала экспертом «Золотой Маски». То есть мы смотрим спектакли не только в контексте Красноярского края, но всего общероссийского театрального процесса. И я могу сказать, что Шарыповский театр занимает здесь своё достойное место. Его знают, его премьер ждут с любопытством.

Оксана Кушляева:

– Надо отметить, что Шарыповский театр в какой-то момент обнаружил весь этот край, если не брать в расчет Красноярск. С Шарыпова, мне кажется, началось «паломничество» театральных критиков, театральный деятелей в города региона.

– Театры Красноярского края, в принципе, одни из самых сильных в стране – отмечает Глеб Ситковский. – В Сибири и количественно театры превосходят территорию средней полосы и качественно, однозначно. Мы не берем в расчет столицы, конечно, Москва и Петербург стоят особняком.

Если говорить о нашей поездке этого года, приятно удивили ваши соседи из Ачинска. Там провели реконструкцию театра. Внешние изменения не всегда означают творческий рост, но в данном случае, мне кажется, всё счастливо совпало. Труппе обеспечивают условия, при которых она работает с разными режиссёрами, разными направлениями. И если раньше на фоне других театров края Ачинский несколько проигрывал, то сейчас резко выбился и развивается. Шарыповский театр тоже нисколько не сбавляет темп, и это приятно.

– Если говорить о тенденциях современного театра в Сибири и не только, какие ключевые особенности вы бы отметили?

Владимир Спешков:

– Почти везде в театрах малых городов мы наблюдаем интерес к современной драматургии. Это важно, потому что через это театр соприкасается с живой сегодняшней жизнью, современным языком, современными темами, героями. Ставят и наших отечественных драматургов, которых очень много, и также зарубежных.

Вторая тенденция, – то, что свойственно театрам малых городов последние 15 лет, – они активно приглашают молодых талантливых режиссёров. Очень многие из которых сделали себе имя и состоялись как профессионалы именно в сибирских театрах. Этот процесс благоприятно влияет в обе стороны, это хорошо и для театров, которые получают свежую кровь, и для режиссеров, которые обретают себя. И это, действительно, отличительная черта театров Сибири, нигде этот опыт так активно не внедряется.

Оксана Кушляева:

– И самое интересное, мы наблюдаем, что многие из этих молодых режиссеров пробуют выходить на большую сцену, а это ведь огромное испытание! Поскольку они растут на маленьких аудиториях, маленьких залах; большая сцена – другой опыт, другое сознание, но они не боятся. И главное, – театр здесь позволяет это сделать! Не в каждом столичном театре режиссеру дадут такую свободу, дадут попробовать всё. И ведь нередко из этих проб, эскизов рождаются большие хорошие работы. Например, в Канске, из маленького эскиза под названием «Фотография, на которой меня нет» режиссёра Ивана Пачина вышел прекрасный спектакль, был найден язык и способ рассказывать астафьевскую прозу по-новому, довольно интересно и самобытно.

У Красноярского края, действительно, большое доверие к режиссёрам. Потому, наверное, они охотно сюда приезжают. Дмитрий Турков, например, окончивший Театральный институт им. Щукина, педагог Петербургской академии театрального искусства, уже второй год трудится в Мотыгино. Возможность творить, пробовать, строить свой театральный мир, очевидно, оказывается даже более заманчивой, чем столичные театры со всеми их соблазнами и масштабами.

– Если продолжать разговор о тенденциях, российский театр в последнее время активно осваивает новые формы – продолжает Владимир Спешков – это «театр вне театра», иммерсивный театр, который максимально пытается вовлечь зрителя в действие.

– Мы также отмечаем желание завоевывать новую, более молодую аудиторию – говорит Глеб Ситковский. – Очень много спектаклей ставят для подростков, причем, говорящих с ними не о проблемах 70-80-х годов, а о том, что происходит сейчас. Возьмем, например, спектакль «Онегин Ж.», который нам представили в Ачинске. Очевидно, что здесь попытка говорить не с учителями, которые преподают «Онегина», а с более юной аудиторией. В Шарыпово посмотрели спектакль об адаптации подростка с особенностями развития («Я не растение»), в Красноярском театре кукол был спектакль «Я кулак. Я А-н-н-а», где главная героиня глухонемая. Мне кажется, что ставка на нового зрителя – это верно, без этого театр проиграет.

– В качестве ещё одной особенности я бы отметил, что в последнее время меняется гендерный баланс в режиссуре, – делится наблюдениями Владимир Спешков – всё больше дам появляется среди режиссёров, скоро, наверное, уже будет один к одному, и они работают очень интересно, у них свой взгляд!

– Правда ли что вы не смотрите спектакли без зрителя? Способна ли реакция зала повлиять на оценку материала?

– Мы не можем до конца абстрагироваться от реакции зрителя. Конечно, это влияет на тебя так или иначе, когда кто-то плачет или смеётся рядом, это невозможно игнорировать. Актеры тоже отстраиваются от зала, это взаимосообщающиеся сосуды. Однако реакция зрителя и критика далеко не всегда может совпадать, – подчеркивают эксперты. – И здесь могут быть разные причины. Важно думать и разбираться с этим, учитывать, на какого зрителя рассчитана та или иная работа.

Оксана Кушляева:

– По фестивалям часто можно наблюдать, кода театры приезжают не к «своему» зрителю, например, в Москву, реакции зала становятся другими, не очень опытные труппы могут быть не готовы к этому и часто проваливаются.

– Я думаю, что если приходит любая нецелевая публика, то диссонанс с общей реакцией неизбежен, – подытоживает Глеб Ситковский.

Сегодня команда критиков посмотрит спектакль «Медея», которые закроет череду показов в Шарыпово. После состоится закрытое обсуждение и разбор всех представленных работ. Еще одна команда критиков сейчас параллельно отсматривает музыкальные театры региона. После того, как все эксперты завершат свою работу, станет известно, какие спектакли войдут в афишу «Театральной весны-2020». Стартует фестиваль в Красноярске 16 марта. Желаем всем театрам удачи!